НОВОСТИ

Разработка и написание бизнес планов

 

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 
20% ПРИБЫЛИ!

 

 

гамблс

 

ПОСТОЯННАЯ
РАБОТА
СТУДЕНТАМ!
+7(391)263-60-34
+7(391)256-75-74

logotip2a03.png 

 

 

 

+7 (391) 268-08-05
Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!

« Назад

Почему не развивается малый бизнес в России? 04.04.2010 23:37

Страна пуганого бизнеса

 

«Можешь не писать – не пиши», - советовал Лев Толстой начинающим беллетристам. Перефразируя классика, потенциальным предпринимателям хочется сказать: «Можете не открывать бизнес - не открывайте». К сожалению, подобные советы (равно как и жизненные примеры) мало кого убеждают. Только за 2009-й (кризисный!) год количество малых предприятий, по данным Росстата, увеличилось на 10%. Существует и другая статистика: не менее половины компаний прекращают существование в первый же год работы. И дело не только в том, что начинающие бизнесмены не всегда в состоянии рассчитать свои силы. Причина – в неприспособленности российских реалий для существования малого бизнеса, какие бы заявления о его всесторонней поддержке ни делало государство.

 

Кредиты: виртуальная реальность

 

В странах с богатой бизнес-историей начать собственное дело, взяв кредит в банке, - в порядке вещей. Более того, в ряде европейских государств предоставление безвозмездной ссуды всем желающим открыть бизнес практикуется давно и успешно. Для России start-up на заемные средства невозможен (во всяком случае, если декларировалась именно эта цель получения кредита). Да и позже получить заем нелегко.

В докризисные времена программы кредитования малого бизнеса существовали в большинстве российских банков. В 2008-2009-м программы свернули, а те, что остались, предъявили к заемщикам гораздо более жесткие требования, чем прежде. (На Западе, к слову, в этот же, кризисный, период именно малым и средним предприятиям кредиты стали выдавать на гораздо более лояльных условиях, предоставляя им дополнительный шанс на выживание).

Сейчас вроде бы и наблюдается рост бизнес-кредитования, однако правда в том, что ни до, ни во время, ни после кризиса получить кредит малому предприятию было и остается невозможным. А стартовый этап бизнеса обеспечивается в лучшем случае  минимальными суммами, выделяемых в рамках помощи безработным.

Вот стандартные требования к заемщикам и потенциальным лизингополучателям. Стабильная работа предприятия в течение полугода (чаще – 9 месяцев); наличие у фирмы ликвидного залога или же 2-3 поручителей – держателей такового; не просто безубыточная, но прибыльная работа в течение указанного периода, причем с положительной динамикой доходности (подтверждается документально); отсутствие задолженностей по налогам и зарплатам. Возникает вопрос: если фирма умудрилась не только найти денег на start-up и самостоятельно приобрести оборудование, но и проработать «в плюс» почти год, при этом стабильно наращивая прибыль, - какой смысл ей связываться с кредитами? Но, допустим, причины есть. В этом случае даже успешное предприятие может рассчитывать на заем, не превышающий половину месячного оборота. При этом максимальные шансы получить кредит у торговых компаний (если что – можно в счет погашения долга реализовать товар), а вот у производственников и фирм, оказывающих услуги, - практически нулевые.

– Ни один банк не пойдет на риск, связанный с невозвратом кредитов, – рассказывает Ольга, сотрудница отдела кредитования малого бизнеса одного из красноярских банков. – Мы проводим полный аудит потенциального заемщика. Но даже если положение предприятия вполне стабильно и у него есть ликвидная залоговая масса, мы отказываем в предоставлении кредита, если, по нашему мнению, компания работает в рискованной сфере.

Вроде бы широко рекламируются и небанковские кредитные организации, «легко, просто и быстро» (так написано в их многочисленных рекламных буклетах), предоставляющие займы "малышам". Однако реально они работают на тех же условиях, что и банки. Своей неудачной "кредитной историей" поделилась с нами Татьяна, владелица небольшой фирмы:

- Узнав, что обороты у нас не превышают 400 тысяч рублей в месяц, нам в кредитной организации поставили условие: мы можем рассчитывать на полугодичный заем не более чем в 100 тысяч, и только при наличии трех поручителей, причем двое из них не должны иметь отношения к фирме. А еще попросили (для повышения наших шансов) предоставить… записи, связанные с ведением «черной бухгалтерии»: мол, дальше них эта информация не уйдет, а им надо иметь реальное представление о нашей платежеспособности. Поскольку вся бухгалтерия у нас была белая, я тут же села сооружать «амбарную книгу» с перечнем несуществующих сделок, якобы принесших нам сверхприбыли. Но все равно не помогло: комиссия, приехавшая к нам в офис, начала задавать вопросы типа «А почему у вас таблички на двери нет? К вам что, клиенты не приходят?» - и дело постепенно замялось само собой. Кстати, просьбу показать «черновые записи» мы слышали не только в этой «лавочке», но и в крупных банках. Мол, им, конечно, важна прозрачность бизнеса, но если мы хотим кредит – должны показать все как есть. В итоге нам с соучредителем оказалось легче взять потребительские кредиты на себя лично. Причем сделать это нам посоветовали в тех же банках: дескать, если речь идет не о заоблачной сумме, оформляйте займы на себя - деньги те же, а головняков на порядок меньше.

В последний год государством были разработаны меры по поддержке малого бизнеса, в числе которых - и компенсация расходов на открытие предприятия (включая приобретение оборудования), и государственное поручительство при получении микрозаймов. Но условия предоставления помощи – все те же: вы сперва купите, а мы потом компенсируем, если документы будут в порядке. Да и, если честно, государственный кредит в плане требований к заемщику ничем не отличается от банковского.

Кстати, о государственной поддержке. Во Франции и Германии существует такая практика, как страхование бизнеса от банкротства. С помощью такой страховки владелец прогоревшего предприятия в состоянии рассчитаться и с банками, и с партнерами, и с сотрудниками.

Может, такая помощь бизнесу и у нас оказалась бы более действенной, чем разработка множества кредитных программ, которыми никто не может воспользоваться?..

 

Эх, налоги!..

 

По данным межрегиональной инспекции Министерства России по налогам и сборам по Сибирскому федеральному округу, нарушения налогового законодательства регулярно выявляются у 65% юридических лиц. По мнению ряда экспертов, суммы, недополученные бюджетами разных уровней в результате «серого» ведения бизнеса, сопоставимы с объемом уплаченных налогов. Иными словами, если бы все российские предприятия работали прозрачно, в активе государства оказался бы еще один, дополнительный, бюджет. Однако такое положение вещей – результат не столько недобросовестности бизнесменов, сколько пробелов в налоговом законодательстве, а также в особенностях тех реалий, в которых существует российский бизнес. 

Мы уже писали об особенностях такого российского «ноу-хау», как единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Неудобный и разорительный для небольших предприятий, он, по сути, является и не налогом даже, а оброком.  Зачастую выходит, что одна и та же фирма с оказания разных видов услуг должна платить разные виды налогов.

Изначально ЕНВД учитывал не реальную доходность конкретной фирмы, а ту, которую ему "назначило" государство. Вид деятельности, а не обороты, срок существования компании или количество сотрудников определяют размеры "отступных", которые бизнесмены должны отдать государству. Вырваться из этой кабалы можно, лишь существенно изменив сами условия работы предприятия - например, увеличив занимаемые им площади, расширив автопарк и т.д. А это, естественно, далеко не всем под силу.

Путаницы добавила и дифференциация применения этого налога: получается, что, например, оказывая услуги клиенту - юридическому лицу фирма может работать по упрощенке, а вот с доходов, полученных от обслуживания физических лиц обязана платить ЕНВД. И особенно губительной становится "вмененка" в условиях кризиса: многие фирмы, стремясь хоть как-то удержаться на плаву и сохранить клиентов, идут на снижение цен на свои товары и услуги, но налог-то от этого ниже не становится...

Поскольку ЕНВД поступает прежде всего в муниципальные бюджеты, именно муниципалитеты вправе определять, кто платит "вмененку". А это ведет к дополнительной головной боли для предпринимателей, желающих, к примеру, открыть филиал в соседнем городе, даже в пределах одного региона...  

Казалось бы, гораздо более прогрессивный вид налогообложения - упрощенка, когда предприятие платит 15% (а в некоторых регионах – и 5%) от разницы доходов и расходов. Однако и тут не все слава богу.

- Когда мы открывали свое предприятие, решили: у нас все будет по-белому -  и зарплаты, и сделки, и налоги, - рассказывает Ольга. - Правда, бухгалтер нас сразу предупредила: раз вы работаете по упрощенке, через некоторое время показывайте налоговой свою прибыльность, а то замучают проверками. Работать мы пытались честно: людей официально трудоустроили, все сделки проводили через банк. Правда, не все у нас сразу заладилось, и какое-то время мы с соучредителем больше вкладывали, чем получали, а сами так и вовсе без копейки сидели, зато честно платили людям зарплату, ну и все прочие выплаты делали как надо. И в декларациях все открыто показывали. Год выходили "в ноль". Прибылей особых пока не было, но концы с концами сводили. И тут началось: едва ли не каждый месяц мне стали приносить письма из налоговой: то тот показатель их смутит, то этот, то зарплата в нашем предприятии ниже, чем в среднем по отрасли... Мне потом знающие люди подсказали, как "скорректировать" бухгалтерию, чтобы проверяющие не доставали. А чтобы зарплаты были на нужном уровне, надо, оказывается, три четверти сотрудников просто не трудоустраивать. Так какой "прозрачности" можно ждать от бизнеса при таком раскладе?! Если само же государство провоцирует людей на то, чтобы вести дело "по-серому"?!

В последнее время много говорится о переходе малого бизнеса на патентную систему. Такой вид налогообложения мог бы стать выгодным для многих. Прежде всего - для индивидуальных предпринимателей, причем для тех, у кого в предприятии совсем небольшое число наемных работников (а то и вовсе одиночкам) и кто имеет невысокий годовой доход. Патент приобретается на срок в квартал, в полгода или год, затем предприниматель покупает его по новой - в принципе, у человека есть время определиться, "потянул" ли он бизнес или лучше (если нет желания, возможности и т.д.) свернуть дело, при этом не проходя утомительную процедуру закрытия. Стоимость патента зависит от вида деятельности предпринимателя - а всего под действие этой системы попадает в разных регионах (списки определяются муниципалитетами) в среднем от 150 до 200 видов деятельности. Однако, несмотря на то, что такая система работы стала бы существенным подспорьем для малого и микробизнеса, развивается она, к сожалению, не столь быстро, как хотелось бы. И причина все та же - пресловутый "административный ресурс". Ведь за развитие малого бизнеса, по идее, несут ответственность муниципалитеты, а вот налоги от работы по патенту поступают в бюджеты других уровней. Понятно, что муниципальные власти к развитию такой системы работы как минимум равнодушны... Еще два года назад в российском правительстве заговорили о необходимости устранения таких "расхождений", однако за этот же период  на патентную систему работы перешли немногим больше 700 малых предприятий - и это на всю страну! Ведь, какие бы благие намерения ни декларировало наше государство, своего оно в любом случае не упустит...

О том, чтобы предприятиям предоставлялись льготные периоды налогообложения, как это делается в Европе, нашим бизнесменам остается лишь мечтать. На Западе начинающий предприниматель может быть полностью освобожден от налогов на 2-3 года - ну так у них и бизнес развивается темпами, которые нам и не снились. В частности, в США малые предприятия (а по американским меркам сюда относятся фирмы с доходом менее 10 млн. долларов в год) вообще освобождаются от декларирования доходов и издержек - любые расчеты налогов начинаются лишь после того, как эти средства реально поступают на счет предприятия. В последнее время в Америке также существенно сокращен налог на прибыль; увеличены налоговые льготы, стимулирующие покупку нового оборудования и т.д. А у нас - создается такое впечатление - с бизнесменов начинают требовать "отдачи" уже с того момента, как они сами только-только вложились в предприятие.

 

Кое-что о причудах статистики

 

По данным российских психологов, лишь 5% населения способны быть успешными предпринимателями. Несколько лет назад чиновники всех уровней очень любили приводить эту цифру в своих докладах. Мол, подумайте лишний раз, прежде чем в бизнес соваться.

По какой методике велись подсчеты - большой вопрос. Вот, например, в Великобритании и Швеции доля малого бизнеса в экономике каждой из стран превышает 60%, в Германии - 70%, а в Болгарии приближается к 99%. В то, что там какое-то совсем уж другое, чем у нас, население, как-то не верится. Или там психологи какие-то другие?

История человечества показывает: дай только человеку свободу - он бизнесом сразу же и займется, пусть и называться это будет по-другому. Печь булочки и вязать носки на продажу, варить джинсы в самопальных кооперативах, давать уроки английского и музыки. А любого крестьянина взять - чем он не бизнесмен? Или не нужна предпринимательская жилка для того, чтобы рассчитать, сколько нужно семян или корма для скота, сколько урожая хватит, чтобы прокормить семью, сколько его пустить на "вложение в дело", а сколько и продать можно...

Правда, ключевое слово здесь все-таки "свобода". Вот в последнее время чиновники перестали предостерегать народ от похода в бизнес. Потому что поняли: если люди в состоянии накормить самих себя, а заодно и соседям работу подкинуть - и государству легче. Еще бы поняли, что не надо бизнесу никакой государственной "поддержки" - лучше б не мешали...

А может, психологи и правы? Видимо, преодолеть наши, российские, условия, созданные для бизнеса, и вправду под силу каким-то особо стойким и предприимчивым людям. Которых в лучшем случае пять процентов от населения набирается...


Комментарии

Комментариев пока нет

*Имя:


E-mail:


*Комментарий:


 

 

 

 

Контакты:
т./ф. +7 (391) 268-08-05
Е-mail: pmb@post.kts.ru

 

 

 

 

© 2007 ККОО Поддержка малого бизнеса
Создание сайтов Красноярск megagroup.ru