НОВОСТИ

Разработка и написание бизнес планов

 

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 
20% ПРИБЫЛИ!

 

 

гамблс

 

ПОСТОЯННАЯ
РАБОТА
СТУДЕНТАМ!
+7(391)263-60-34
+7(391)256-75-74

logotip2a03.png 

 

 

 

+7 (391) 268-08-05
Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!

« Назад

Базарная политика 27.02.2010 01:50

У горожан, чью жизнь в последнее время власти изо всех сил стараются привести к цивилизованному "общему знаменателю", при покупке чего бы то ни было выбор невелик: ларек на остановке или супермаркет из крупной торговой сети. Уличные торговцы постепенно становятся приметой прошлого. А жаль!..

 

Ты помнишь, как все начиналось?..

Новейшая история российского бизнеса началась с розничной (и чаще всего - стихийной) торговли. Вспомните: первые "кооперативы" и "комки" сначала постперестроечного, а затем и раннего постсоветского периода - это прежде всего торговые точки, процветавшие благодаря царящему в нашей стране ажиотажному спросу... да буквально на всё! В государственных магазинах прилавки оставались безнадежно пустыми, а у частников можно было купить что угодно. Изданный в то время "Закон о свободе торговли" многих поддержал в период безденежья, массового закрытия предприятий или просто дал почувствовать себя независимым, предприимчивым человеком. Собственные торговые точки открывали не только "мастера прилавка", но и вчерашние инженеры, учителя, ученые. Самые продвинутые пошли дальше: сегодня владельцы крупнейших, успешнейших компаний (и не только в России, но и на Западе) не стесняются признаться в том, что начинали свою бизнес-карьеру за прилавком. Да и в наши дни более 70% предприятий малого и среднего бизнеса - торговые фирмы. И это самый что ни на есть естественный путь развития предпринимательства - от мелкой торговли до постепенного накопления капитала для более серьезных свершений. Ну а если существенного расширения бизнеса и не получится - в любом случае это верный способ прокормить себя и свою семью.

За рубежом вклад предприятий малого и микробизнеса в национальные ВВП составляет от 70 до 98%. Однако важно и другое: там - что в Америке, что в Европе, что в Китае - маленькие частные предприятия рассматривают не как дойную корову, а прежде всего как возможность людям самостоятельно выжить, в том числе и в кризисную эпоху, когда государству поддерживать своих граждан становится сложнее. Вот почему в Германии, например, особая поддержка оказывается так называемым семейным предприятиям - микрофирмам, в которых зачастую работают не больше 10 человек (обычно действительно ближайшие родственники) - пекут хлеб, шьют и вяжут, содержат маленькое домашнее кафе. Пользуются при этом тем, что под рукой - чаще всего даже специальные помещения не арендуют, - но при этом и самих себя содержат, и соседей кормят. Как и во всем мире (включая и нашу страну) – гораздо (порой в разы) дешевле, чем это делают большие магазины и супермаркеты.

 

Хорошо забытое старое

 

Вспомните: даже в советские времена, когда "частникам" была объявлена настоящая война (конечно, на высшем идеологическом, а не бытовом уровне), на остановках, на стульчиках у магазинов, в переходах, на железнодорожных станциях всегда находилось место для бабушек, торгующих пирожками собственного приготовления, вязаными носками, цветами, домашними соленьями и вареньями...

Кое-где в городе были организованы "зеленые базары" - туда приезжали колхозники из соседних деревень, иногда - дачники-горожане или те, кто отправлялся за дарами тайги (кстати, уж чему-чему, а им и сегодня альтернативы нет: выберется за ними не всякий, а в магазинах таких грибов-ягод-шишек не увидишь).

Да, продуктовые магазины были пустыми, но вот на центральном рынке можно было найти все что угодно: продавцы нахваливали свежее мясо, деревенскую сметану, в которой ложка стоит, мед в сотах...

Соответствующие персонажи - только с поправкой на климат и местный национальный колорит - встречались и на пляжах и базарчиках всех курортных городков...

Покупать-то мы у них покупали, вот только исподволь, а то и явно, нам внушалось, что вот так торговать - стыдно, недостойно. И только с наступлением настоящей рыночной эпохи – не периода стихийных базарчиков, а когда каждый сам за себя, - осознали: в том, чтобы продавать вот так, напрямую, плоды своего труда и зависеть только от своей работы, ничего постыдного нет. Вот только государство, похоже, так не считает.

В Красноярске запрещена уличная торговля на железнодорожном и автовокзалах – хотя именно там уличные лоточники оказываются востребованы как нигде. Да и где же еще продавать только что привезенный дачный урожай, грибы-ягоды и горячие пирожки, которые уж всяко лучше, чем стряпня в вагоне-ресторане?!

Маленькие базарчики практически уничтожены в центре города и прилегающих к нему районах. И даже торговлю на крупных рынках теперь можно вести, только если там будут возведены капитальные строения и сооружения. Да и сами рынки стараются убрать с глаз подальше. Так, например, минувшей осенью был убран с остановки «ГорДК» привычный и удобный для горожан Октябрьский рынок - на бывшее болото, к которому ни подъехать, ни подойти (многие постоянные покупатели вообще не знают, где он теперь находится). «Социально значимый объект», ради строительства которого и затеяли перенос, оказался... очередным торговым центром!

Объявили власти войну и уличной торговле на конечных остановках автобусов («чтобы водители не отвлекались» - приходилось в одном из чиновничьих интервью слышать и такую формулировку!). Прикрываются чиновники при этом борьбой с «нетрудовыми доходами» и «антисанитарией», хотя просроченные и бракованные продукты в крупных магазинах встречаются в десятки раз чаще: им крупные партии товара нужно сбыть любой ценой, в том числе и ценой обмана покупателей.

Однако есть и еще один аспект, который переводит развитие уличной торговли из сферы интересов отдельных предпринимателей в разряд вопросов государственной важности.

 

 

Прокорми себя сам

 

В последнее, кризисное, время много ведется разговоров об обеспечении продовольственной безопасности нашей страны вообще и нашего региона в частности. Причем в первую очередь за счет поддержки местных сельхозпроизводителей. У Красноярского края для этого есть все возможности. Четверть населения региона (около 700 тысяч человек) – жители сельской местности. Из них лишь 50 тысяч заняты в сельскохозяйственных организациях, а 300 тысяч содержат личные подсобные хозяйства. Именно на долю «личников» в прошлом году пришлось около половины общего объема мяса и молока, произведенного в крае. А производство овощей (прежде всего картофеля) они обеспечили на 96%. И все это продукты высочайшего качества, экологически чистые. Вот только эти продукты… негде продавать, и до крупных городов края они вряд ли дойдут. Супермаркеты – не резиновые, кроме того, предпочитают иметь дело с крупными поставщиками из столицы, а то и из-за рубежа: «вход на полки» в крупных магазинах стоит столько, что крестьянам в жизни не потянуть. Выходом могло бы стать именно развитие уличной торговли: и горожанам хорошо, и фермерам. При этом решиться могло бы сразу несколько проблем: городские жители получили бы качественные и свежие продукты по значительно более низкой, чем в магазинах, цене, а крестьяне – не только рынок сбыта, но и средства для дальнейшего развития своих хозяйств. Вот вам и продовольственная безопасность, и поддержка микробизнеса на селе, о бедах которого (безработица, безденежье, пьянство, массовый уход жителей в города) так любят переживать наши власти. Но – приоритет вновь отдан «стационарным» торговым точкам. Да, раз в год в Красноярске устраивают «сельские ярмарки» где-то на отшибе, но никто не будет спорить: это мероприятия формальные, для галочки. А в регулярной торговле напрямую (чем бы то ни было – от сельхозпродукции до вязаных носков), минуя многочисленных посредников, государство не заинтересовано.

Вот пример. Многие наверняка помнят скандал, разгоревшийся в прошлом году. Всю весну и лето на улицах Красноярска продавали молоко из бочек - свежее, прямиком из деревни, по цене гораздо ниже, чем в магазинах, так что очереди к бочкам выстраивались, как в старые добрые времена. И поставщикам-крестьянам такая торговля шла на пользу: всё лучше, чем сдавать молоко за копейки переработчикам или перекупщикам. Недолго музыка играла. Вскоре пошли разговоры (в СМИ в том числе), что молоко в бочках, дескать, не соответствует санитарным нормам. Самое интересное, что здоровьем красноярцев так озаботились вовсе не санитарные врачи - у них-то причин для этого не было: за все лето - ни одного тревожного случая, связанного с употреблением бочкового молока. Бдительность проявили... руководители крупных торговых сетей, у которых не расходилось молоко в пакетах.

Пожалуй, другого ответа на вопрос, почему у нас не развивается уличная торговля, уже и не нужно…

 

Пока не поздно

 

Эксперты говорят, стремительное развитие уличной торговли происходит именно в периоды финансовых трудностей. Пусть так. Значит, сейчас самое время. И покупатели нынче небогатые, и «стихийным» предпринимателям такое развитие на пользу. Вспомним: в сложнейший период после гражданской войны советское правительство ввело НЭП – новую экономическую политику, основанную на свободе предпринимательства, уличной торговли в том числе. И это помогло населению, может, и не безбедно зажить, но, по крайней мере, выжить.

Подобная свобода предоставлена и китайским гражданам – там частная розничная (и по преимуществу – именно уличная) торговля – едва ли не основная деятельность населения.

То, что развитие уличной торговли, - неизбежность, наверняка однажды поймут и у нас. Ведь подобный «стихийный» и «несанкционированный» бизнес – это гораздо менее опасно, чем тысячи "высвобожденных" граждан, которые не могут трудоустроиться. И гораздо менее страшно, чем десятки тысяч людей, которым супермаркеты не по карману...

 

В. А.В. 

 

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ


Комментарии

Комментариев пока нет

*Имя:


E-mail:


*Комментарий:


 

 

 

 

Контакты:
т./ф. +7 (391) 268-08-05
Е-mail: pmb@post.kts.ru

 

 

 

 

© 2007 ККОО Поддержка малого бизнеса
Создание сайтов Красноярск megagroup.ru