НОВОСТИ

Разработка и написание бизнес планов

 

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 
20% ПРИБЫЛИ!

 

 

гамблс

 

ПОСТОЯННАЯ
РАБОТА
СТУДЕНТАМ!
+7(391)263-60-34
+7(391)256-75-74

logotip2a03.png 

 

 

 

+7 (391) 268-08-05
Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!

« Назад

Оброк государев  08.02.2010 05:28

Помните финал фильма «Место встречи изменить нельзя»? Герой Высоцкого наклоняется над входом в подвал и кричит: «А теперь – горбатый! Горбатый, я сказал!» Отчего-то именно этот эпизод приходит на ум при размышлениях о ЕНВД – пресловутой «вмененке». Государство будто бы сверху безапелляционно заявляет бизнесу: «А ты теперь – богатый! Я ведь сказало – богатый!» А стало быть – вперед, на выход.

 

Единый налог на вмененный доход – вещь по-своему уникальная. Прежде всего потому, что учитывает не реальные доходы предприятия, а те, которые назначило ему государство. По сути говоря, ЕНВД – не налог в чистом виде, а оброк, который предприниматели должны отдавать независимо от фактических оборотов фирмы, срока ее существования, месторасположения и численности сотрудников (закон широким жестом подгоняет под одну статью компании с количеством работников до 100 человек. Что один, что 90 – для российского законодательства всё едино).

В отличие от других видов налогообложения, вмененку нельзя выбрать или, напротив, предпочесть другой принцип уплаты налогов. Если вам «повезло» с видом деятельности, ЕНВД вам светит автоматически. К слову, к оброку «приговорены» предприниматели, представляющие далеко не самые доходные сферы бизнеса: бытовые и ветеринарные услуги; услуги ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автотранспортных средств; автотранспортные услуги; розничную торговлю; услуги общественного питания; размещения наружной рекламы; услуги временного размещения и проживания и передачи в аренду торговых мест. Нетрудно заметить, что большая часть перечня вполне под силу бизнесменам-одиночкам. Возможно, их предприятия со временем могли бы вырасти и увеличить обороты. А может быть, в их планы это и не входило, и им было бы достаточно доходов, обеспечивающих их личное существование. Но – для закона, когда речь идет о поборах, все равны.

Поскольку ЕНВД поступает в муниципальные бюджеты, решение о том, кому его платить, а кому нет, остается за муниципалитетами. Так, например, московские власти ограничили ЕНВД только размещением наружной рекламы, а в Санкт-Петербурге нет ЕНВД по общественному питанию с залами обслуживания, размещению и проживанию и по передаче во временное владение и пользование земельных участков. Но в большинстве случаев перейти на другую систему налогообложения возможно, лишь прекратив деятельность, указанную в перечне, или существенно изменив ее условия. Например, если речь идет о розничной торговле или общественном питании — разместить предприятие на площади свыше 150 кв. метров; если об автотранспортных услугах — приобрести автопарк более чем в 20 единиц, если о гостиничном бизнесе — обслуживать площади спальных помещений более 500 кв. метров. Тогда налоги, так и быть, будут как-то соотноситься с реальными доходами и расходами. Как говорится, выбирайте, что для вас дешевле – прикупить магазинчик в 200 метров площадью или ежемесячно отстегивать лепту государству непонятно за что…

И еще один интересный момент. Если доходы предприятия даже существенно превышают «заданные» государством, но в остальном бизнес укладывается в определенные законом параметры (вид деятельности, количество работающих, занимаемые площади и т.д.), налог для него будет в точности таким же, как для только начинающей свою деятельность компании. То, что для большинства малых и микропредприятий такая система губительна, – очевидно. Но чем она при этом выгодна государству – загадка. Как говорится, ни себе, ни людям.

 

Кризисный коэффициент

 

У применения ЕНВД есть и такой «неблаговидный» аспект, как неудобство. Налогом на вмененный доход облагается не само предприятие, а тот или иной вид деятельности – и это ведет к изрядной путанице. Так, например, если речь идет о бытовых услугах, ЕНВД используется только при оказании услуг физическим (не юридическим!) лицам. Как быть, к примеру, компании по установке пластиковых окон, если заказы поступают как от частных клиентов, так и от предприятий? Получается – вести в прямом смысле двойную бухгалтерию. В еще более нелепом положении оказываются рекламные фирмы. Как правило, услуги в этой сфере оказываются комплексно – тут и разработка дизайна, и размещение наружной рекламы, и подготовка буклетов, и проведение рекламных мероприятий, и публикации в СМИ… Причем зачастую одному и тому же клиенту предлагается весь набор услуг – для большей эффективности. Так вот, под ЕНВД попадает лишь наружная реклама. И если один и тот же рекламный плакат наклеен не на салоне автобуса, а у него внутри – это уже другая статья Налогового кодекса…

Формально законодатели вроде бы постарались приблизить действие ЕНВД к действительности: коэффициенты, применяемые при расчете суммы налога, учитывают, в частности, колебания потребительских цен. Но реальность все равно оказывается богаче и интереснее. Так, в условиях финансового кризиса многим предприятиям приходится в борьбе за клиента идти на вынужденный демпинг. Вроде бы в официальных прайсах цены указаны среднерыночные, но если по таким расценкам заказчиков не находится – сотрудничество строится, что называется, по договоренности. В наибольшей степени это касается тех же рекламистов, арендодателей, а также фирм, оказывающих бытовые услуги. Их задача в подобных условиях – выжить любой ценой. Однако налог на вмененный доход «коэффициентов от кризиса» не предусматривает. В этом смысле компании, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, как бы трудно им ни было в кризис, все-таки оказываются в более выгодном положении. Хотя зачастую их отличает только иной вид деятельности.

 

Гудбай, Америка!

 

В нашей стране, когда речь заходит о поддержке бизнеса, принято ссылаться на западный опыт: мол, догоним и перегоним. Но реальное положение вещей таково, что в этой области мы отстаем от Запада не на один десяток лет. Прежде всего, потому, что там давно поняли: главная помощь бизнесу – не мешать ему. А дальше он уж как-нибудь сам разберется.

Так, в США фирмам с доходом менее 10 млн. долларов в год разрешено вести расчеты доходов и издержек только при их реальном поступлении или выплате. Иными словами, малые (по американским меркам) предприятия вправе платить налоги только тогда, когда они получают реальные доходы. В Америке также отменен налог на наследование предприятия по родственной линии (это должно дать малому бизнесу дополнительно около 104 млрд. долл. в течение 10 лет); существенно сокращен налог на прибыль; увеличены налоговые льготы, стимулирующие покупку нового оборудования и т.д. В результате таких мер, по оценкам экспертов, американские малые и средние предприятия получат (или же сохранят) более 7 млрд долларов.

В Германии, также славящейся своим мягким налоговым режимом в отношении бизнеса, только в малых или микропредприятиях работают около 70% всего населения страны. Именно эти люди дают в германскую казну 41% всех налоговых отчислений и производят половину всего ВВП.

Но наиболее впечатляющ пример все-таки не стран с богатым бизнес-опытом, а государства, в котором само представление о том, что такое капитализм, люди получили совсем недавно. Болгария, долгое время называемая шестнадцатой советской республикой, после распада Союза недолго пребывала в растерянности. Пока «большой брат» определялся с тем, как ему поддержать малый бизнес и как побольше с него взять, в Болгарии ввели налоговые льготы для предпринимателей. И сегодня 99% предприятий в этой стране представлены микро- и малым бизнесом.

И, судя по тому, что экономика Болгарии вполне себе жива-здорова, ни проблема ухода предприятий в тень, ни вопрос уклонения от налогов там не стоят.

Ну так как, догоним и перегоним?..

 

В. А.В

ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ

 

 


Комментарии

Комментариев пока нет

*Имя:


E-mail:


*Комментарий:


 

 

 

 

Контакты:
т./ф. +7 (391) 268-08-05
Е-mail: pmb@post.kts.ru

 

 

 

 

© 2007 ККОО Поддержка малого бизнеса
Создание сайтов Красноярск megagroup.ru