НОВОСТИ

Разработка и написание бизнес планов

 

ВЫГОДНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 
20% ПРИБЫЛИ!

 

 

гамблс

 

ПОСТОЯННАЯ
РАБОТА
СТУДЕНТАМ!
+7(391)263-60-34
+7(391)256-75-74

logotip2a03.png 

 

 

 

+7 (391) 268-08-05
Яндекс.Погода

 

 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

Бизнес для начинающих

« Назад

Сколько стоит в наше время открыть частную клинику и стоит ли вообще это делать? 14.10.2009 00:59

Согласно опросу, проведенному сай­том www.medlinks.ru, около 67% рос­сиян более или менее часто пользуются услугами коммерческих медицинских центров или частно­практикующих врачей. При этом регулярно к услугам частной медицины прибегает пятая часть опрошенных.

Причины очевидны. По данным того же опроса, от «частников» пациенты ожидают прежде всего индивидуального подхода и внимательного отношения к себе, далее — оказания услуг, которые в государственных ЛПУ в дефиците, и наконец — быстрой помощи без очередей и проволочек. Собственно говоря, именно те частные клиники, при организации которых были учтены эти моменты, благополучно существуют и развиваются.

«Идея создания частной аллергологической клиники возникла потому, что многим своим пациентам я не могла в полной мере помочь, работая в государственном медучреждении, — рассказывает Людмила Тисленко, создатель и главный врач Клиники Тисленко, кандидат медицинских наук, доцент КГМА. — Когда мы открывались, частных клиник было мало, а по нашему профилю их не было вовсе. Можно сказать, мы первопроходцы частной аллергологии».

По мнению Дмитрия Герасимова, генерального директора ООО «Медицинский центр Астрея», первым шагом открытия клиники должно быть маркетинговое исследование: «Сначала нами был проведен анализ рынка стоматологических клиник — в 2000 году в Красноярске работало не более 20 крупных частных стоматологий плюс небольшие кабинеты. Затем последовала тщательная работа по выбору местоположения клиники, изучению оборудования, материалов, подбору специалистов и т.д. В результате всех трудов и появилась „Астрея“».

Однако, несмотря на то, что услуги частников не просто востребованы, но зачастую уникальны, формально частной медицины в нашей стране нет. Как отмечалось на Втором петербургском медицинском форуме, состоявшемся в мае 2009 года, в нормативных документах о здравоохранении РФ вообще не предусматривается присутствие частного сектора. И это несмотря на то, что государство перестало быть монополистом в области медицины около 15 лет назад.

А между тем, по мнению участников форума, принятие соответствующих законов необходимо не только потому, что частные клиники давным-давно стали реальностью, но и потому, что «государственно-частное партнерство» в области медицины без законодательного регулирования приобретает совершенно дикий характер. 

Оказание государственными медучреждениями платных услуг, по сути, является нарушением конституционного права российских граждан на бесплатную медицинскую помощь и ведет к еще большему социальному расслоению: пациентов одной и той же государственной больницы в зависимости от их платежеспособности вылечат по-разному, причем на вполне официальных основаниях. А такого по определению быть не должно.

Не честнее ли на законодательном уровне вывести платные медицинские услуги сначала в самостоятельные отделения, а затем на их базе создать частные предприятия, никак не связанные с бюджетными организациями?

Может быть, и честнее, но никак не проще. Во всяком случае, в существующих условиях.

Элементарно, Ватсон?

По закону частную медицинскую деятельность могут осуществлять лица с высшим или средним специальным медицинским образованием, имеющие сертификат специалиста (выдается тем, кто получил послевузовское образование) и стаж работы не менее пяти лет. То есть врачи, окончившие те же вузы и имеющие ту же квалификацию, что и работающие в государственных учреждениях (а зачастую и просто те же самые). Кроме того, сотрудники частного медучреждения (как и государственного) обязаны проходить курсы повышения квалификации не реже чем раз в пять лет.

Так, по словам Дмитрия Герасимова, коллектив клиники «Астрея» сформирован из врачей первой и высшей категорий (двое из них — кандидаты медицинских наук). Все сотрудники прошли специальную подготовку и ежегодно повышают квалификацию в ведущих медицинских центрах Москвы, Санкт-Петербурга и Европы.

«Нашей клинике уже более семи лет, — рассказывает Людмила Тисленко.
— И все наши врачи имеют высшую категорию — это грамотные, имеющие большой опыт в практической аллергологии специалисты, практически все работают в клинике со дня её основания. Три года назад мы запустили два новых направления работы — трансфузиология и ревматология — и также смогли привлечь к сотрудничеству лучших врачей этих специальностей».

Частные ЛПУ могут работать по программе обязательного медицинского страхования, по которой сейчас работают все государственные. Иными словами, ни по кадровому составу, ни по качеству услуг, ни даже по способу и размеру их оплаты между государственной и частной клиниками различий может и не быть — разница лишь в том, кто является учредителем конкретного предприятия.

Расхожий миф о том, что «государственные» врачи относятся к своей работе более добросовестно, а «частные» нацелены прежде всего на получение прибыли, по мнению наших экспертов, также не имеет под собой никаких оснований.

«Подобная проблема, возможно, существовала в 90-е, в пору становления медицинского бизнеса, — считает Людмила Тисленко. — Тогда еще и государственное здравоохранение было не тронуто реформированием, и работала старая советская система. Сейчас рынок зреет — и пациент зреет. Сегодня он сам выбирает, куда пойти лечиться, и конкурентоспособность клиники зависит от качества оказываемых ей услуг, от того, насколько персонал мотивирован на добросовестную работу, а вовсе не от формы собственности».

Как рассказывает Дмитрий Герасимов, в клинике «Астрея» заработная плата врача зависит не столько от числа принятых им пациентов, сколько от качества работы — её оценивает эксперт, сотрудник кафедры стоматологии Красноярского медицинского университета.

Однако закон до сих пор рассматривает частные медицинские услуги как «не совсем медицину»: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан содержат ограничения на осуществление «частниками» некоторых видов деятельности.
Так, в частных медучреждениях не может быть оказана помощь пациентам с заболеваниями, «представляющими опасность для окружающих» (по формулировке закона). Здесь не могут проводиться биомедицинские исследования новых препаратов или техники. Судебно-медицинскую экспертизу также вправе проводить только государственные учреждения.

«Подобная ситуация создает неравенство условий функционирования производителей медицинских услуг», — говорится в резолюции Петербургского медицинского форума.

Врачи под микроскопом

Наш журнал уже рассказывал о проблемах, которые возникли у красноярских ЛПУ в связи с ужесточением процедуры лицензирования. Однако крупные государственные медучреждения, без которых городу не обойтись, работу надолго в любом случае не остановят. А вот с небольших частных клиник контролирующие органы, скорее всего, спросят по полной.

О требованиях к квалификации персонала уже было сказано. Кроме того, по Положению о лицензировании медицинской деятельности лицензиату должны принадлежать помещения, соответствующие требованиям СЭС. Необходимо соблюдение технических требований к оборудованию, инструментам, транспорту и документации, регулирующей использование медицинских технологий, средствам противопожарной защиты.
К лицензионным требованиям относится и обязательная учетная и отчетная документация по утвержденным Минздравом и Госкомстатом формам и, естественно, своевременное предоставление отчетности.

Когда помещение и оборудование приобретены, а необходимые согласования пройдены — остается подтвердить это документально, подать заявку на получение лицензии и ждать. Срок ожидания — 60 дней. Затем вы получаете ответ — можно ли начинать работу или все затраты и усилия были напрасными.

«Основная сложность при открытии частной клиники — длительность и трудоемкость процесса согласования и получения лицензии в государственных инстанциях. Эта процедура иногда занимает полгода, — рассказывает Дмитрий Герасимов. — Правда, сейчас, после почти 10 лет работы, для нашей клиники эти проблемы уже не так остры».
«У нас год ушел на подготовку: поиск помещения, ремонт, СЭС, пожарники, лицензия… — вспоминает Людмила Тисленко. — Открылись мы в 2002 году, а в 2006-м вновь должны были потратить время и серьезные средства, когда переехали в новое здание. И вновь на капитальный ремонт, оснащение клиники, СЭС, лицензирование…»

Доктор Хаос

Кстати, о затратах и доходах. В среднем платные услуги в частных и государственных клиниках обходятся примерно в одинаковую сумму. И, если называть вещи своими именами, «стоимость чека» для каждого пациента формируется в обоих случаях по одному принципу: все расходы, которые он только может понести при посещении медучреждения любой формы собственности, он, без сомнения, понесет. Там, где объективно нужен один анализ, — сдаст два. Вместо двух необходимых УЗИ ему сделают три.

Но то, что для государственных клиник лишь дополнительный источник заработка, для частных — единственный способ выжить.

Уже перечисленные расходы на открытие фирмы; зарплата сотрудников (которая должна быть по крайней мере не ниже, чем в государственных учреждениях); создание «страхового фонда», из которого при необходимости выплачиваются компенсации недовольным пациентам; наконец, обычные для любого бизнеса затраты (на бухгалтерские услуги, налоги, «коммуналку», связь и т.д.) — все это рано или поздно должно компенсироваться за счет основной деятельности. То есть за счет оказания медицинских услуг.

«На первом этапе в создание клиники было вложено 150 тысяч долларов, при том, что сначала стоматология была небольшой — сперва три, а затем уже пять кресел на площади 150 квадратных метров,— рассказывает Дмитрий Герасимов.

— Тем не менее большая часть инвестиций окупилась уже в первые два года работы. В 2003 году было принято решение о расширении бизнеса — тогда инвестиции превысили один миллион евро. В последние три года в развитие „Астреи“ вкладывается порядка 300 тысяч евро ежегодно. В этом году планируем закупить новое современное оборудование, что потребует вложений еще примерно на полмиллиона евро.

Эти инвестиции — необходимость: технологии в нашей сфере развиваются очень быстро. С другой стороны, тот факт, что мы стремимся предлагать лучшее, отражается на ценовой политике. Цены на услуги выше средних — это плата за высокий уровень сервиса, лучших врачей, передовые технологии и уникальные материалы, используемые при лечении».

Но даже если пациент «бюджетникам» и «частникам» платит одинаково, он все равно — так уж у нас принято — от последних ожидает большего комфорта, «индивидуального подхода», применения передовых технологий и современнейших лекарств. Потому что, если разницы вроде бы нет — зачем же, извините, менять шило на мыло?
А разница — должна быть. Правда, состоять она должна в другом.

По данным всероссийского исследования, проведенного фондом «Общественное мнение», в прошлом году 42% россиян платили за медицинские услуги. Причем 80% опрошенных — в государственных ЛПУ, и лишь 20% — в частных. 

А между тем такая ситуация противозаконна: согласно статье 41 Конституции РФ в государственных и муниципальных медучреждениях ВСЕ услуги должны быть оказаны бесплатно. О случаях, когда средства за «дополнительную» медицинскую помощь вообще проходят мимо расчетного счета предприятия или когда за деньги предлагаются услуги, входящие в перечень гарантированных государством, не хочется даже упоминать — это отдельный разговор.

Безусловно, подобная ситуация — результат недофинансирования медицинской отрасли. А экономический кризис спровоцировал и еще одну проблему — снизились налоговые поступления на ОМС. Это значит, что сокращения числа «дополнительных платных услуг» в государственных ЛПУ в ближайшее время не предвидится: здравоохранению нужно как-то выживать. Однако распространенность явления или его обусловленность вескими причинами — все же не синоним законности.

По существу, все, с чем «не справляется» государственная бесплатная медицина, должно быть выведено в частные структуры. Это, кстати, и для бюджетов всех уровней экономия. На деле же для этого нужна серьезнейшая корректировка законодательной базы, которая займет не один год — за это время любой кризис успеет закончиться, а десятки частных клиник так и не смогут открыться.

Врач, исцели себя сам

Способы выхода из сложившейся ситуации, предлагаемые экспертами, в общем, не новы и уже так или иначе используются в других отраслях.

Так, например, средства на ОМС могут направляться не в «прекрасное далеко», а перечисляться на именную карточку пациента — пусть человек сам решает, кому отдать свои деньги на лечение: государству или «частникам». Кстати, полноту и своевременность перечисления этого вида налогов при подобном раскладе проконтролировать легче.

Сегодня частные клиники практически не включены в программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса. А между тем льготы на приобретение недвижимости, пользование коммунальными услугами, на получение кредитов и оформление лизинга, участие коммерческих клиник в госзаказах могут сделать частное здравоохранение инвестиционно привлекательной сферой, а значит, способствовать его развитию.

Еще одна тенденция последнего времени: предприятия самых разных отраслей объединяются в саморегулируемые организации — профессиональные объединения, защищающие, с одной стороны, интересы своих участников и решающие наиболее актуальные для них проблемы, а с другой — контролирующие качество их работы.
В нашем регионе в сфере частного здравоохранения подобной организации пока нет. А ведь её создание помогло бы в решении давно назревших вопросов — совершенствовании нормативной базы, регулировании государственно-частного партнерства в здравоохранении, интеграции частной медицины в единую систему оказания медицинской помощи.

И в этом заинтересованы не только профессионалы. Это — сфера интересов каждого из нас. Именно поэтому у российской частной медицины, без сомнения, есть будущее. Как посоветовала нашим читателям — своим коллегам Людмила Тисленко, «если вы точно решили идти в частную медицину, то идите и ничего не бойтесь. Трудности закаляют, а победы доставляют удовольствие. Поверьте, в этом я убедилась на собственном опыте».

Источник: Журнал «Советник. Грамотное управление»

 

 

 

 

Контакты:
т./ф. +7 (391) 268-08-05
Е-mail: pmb@post.kts.ru

 

 

 

 

© 2007 ККОО Поддержка малого бизнеса
Создание сайтов Красноярск megagroup.ru